Иван Ендогуров «Ранняя весна», 1885 год Иван Ендогуров ценил скромную красоту русского пейзажа, видел в ней особую нежность. В каждой картине художник стремился не только отразить состояние природы, но и наделить ее образы человеческими эмоциями. «Ранняя весна» отличается от большинства классических весенних пейзажей XIX века, наполненных радостным ожиданием тепла и радостью пробуждающейся природы. Картину впервые представили публике в 1898 году, уже после скоропостижной смерти автора. Журнал «Живописное обозрение» в рецензии отметил: «Предчувствие, может быть, ранней смерти разлило тихую беспокоящую грусть по его пейзажам». На картине печальные символы соседствуют со светлыми: грязная дорога — и зеленые проталины, тяжелые тучи — и светлеющее на горизонте небо. Однако мрачные серые тона полностью перекрывают метафорический свет надежды — и в «Ранней весне» не видно ни одного луча солнца. Ендогуров мастерски передавал в своих работах неяркие внешне, но полные абсолютной внутренней гармонии и осязаемого душевного равновесия образы природы родного края. Все его работы были наполнены лёгкой грустью, но в то же время отличались присутствием глубокого внутреннего смысла. Иван Ендогуров умер рано, не дожив до 37-го дня рождения, но успел стать одним из лучших русских пейзажистов XIX века. В честь братьев-художников Ендогуровых учредили одну из самых престижных премий Императорской Академии художеств — «достойнейшему из пейзажистов».